Как не утонуть в море информации?
Как не утонуть в море информации?
Практически каждый современный человек ежедневно поглощает огромное количество информации. Существенная ее часть приходится на письменные источники – переписку, статьи, книги, рассылки, публикации в интернете и т.д. Чтобы быть в курсе событий, приходится читать много и довольно быстро. Однако важно, чтобы и в памяти что-то осталось. И лучше, когда не что-то, а важная информация.
Вопреки распространенному мифу, скорость и качество совместимы! Давайте рассмотрим инструменты скорочтения, которые помогут в этом.
Если вы читаете большое количество текстов, разделите их на 3 условные категории:
Категория 1 — важные тексты, которые необходимо запомнить полностью.
Это могут быть тезисы выступления, билеты к экзамену, инструкции, нормативно-правовые акты и т.п.
Посвятите подобным текстам больше времени. Читайте вдумчиво, подчеркивайте главные мысли или ключевые слова. Можете сделать конспект или нарисовать майнд-мэп. Проработав текст, повторите его. Первое повторение лучше делать через 20 минут после чтения, второе – через 6-8 часов.
Категория 2 — тексты, которые вы читаете, чтобы быть в курсе событий или с целью найти ответ на конкретный вопрос.
Это могут быть новости, тематические статьи, материалы некоторых рассылок или даже энциклопедии.
При работе с текстами данной категории старайтесь не вчитываться в детали. Максимально сконцентрируйтесь на главном. Для этого еще перед началом работы с текстом сформулируйте вопросы. Например: «Каковы три работающие стратегии увеличения прибыли предприятия в период экономического кризиса?», «Что случилось вчера в Приднестровье?» или «Почему поссорились Брэд Питт и Анджелина Джоли?».
Найдите ответ на вопрос – достаточный и при этом не слишком подробный. Не старайтесь прочитать абсолютно все, ведь это не приблизит вас к цели (получить четкий ответ), зато отнимет время.
Категория 3 — тексты, которые вы читаете с целью узнать что-нибудь полезное или ради удовольствия.
Сюда относятся художественная литература и развлекательные материалы (их читайте как вам нравится – быстро или медленно, запоминая детали или нет). А также все тексты, которые вы читаете без четко сформулированной задачи («запомнить полностью» или «найти ответ на вопрос»).
Первое, что стоит сделать, — бегло просмотреть подобный текст и определить, что же вы от него хотите. То есть понять свою цель. Она может быть более «размытой», чем при работе с текстом 2-й категории, например: «Хочу узнать что-нибудь новое о системе мотивации персонала».
Формулировка цели поможет сделать чтение более эффективным – сосредоточиться на важном именно для вас и перестать отвлекаться на не значимую информацию. К примеру, вы читаете книгу о мотивации и задаете себе вопрос: «Это новое для меня?» — и отвечаете: «Нет, уже знаю». Значит, можно не вчитываться и перейти к следующему тезису.
Обязательно сформулируйте в 1-2 предложениях главную идею текста, то есть его доминанту. Если материал оказался насыщенным, и вы почерпнули многое, сделайте краткий пересказ или конспект.
В чем польза деления текстов на категории? Во-первых, вы ранжируете информацию, делите ее на важную и не важную. Это способствует запоминанию того, что вам действительно необходимо, и вы не перегружаете память лишними деталями. Во-вторых, перестав читать тексты 2 и 3 категорий «от корки до корки», вы можете существенно сэкономить время.
В следующей статье я расскажу о важной технике, которая помогает сделать чтение любого текста максимально продуктивным.
А пока напишите в комментариях: тексты какой категории встречаются вам чаще всего? Возможно, у вас есть свои приемы их эффективного чтения и запоминания?
Желаю Успехов!
Татьяна Бадя
Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди. Мы будем вам очень благодарны! Спасибо! |
|
Спасибо за совет !!!! Обязательно воспользуюсь им!!!!!!В данное время приходится изучать много информации а в памяти остается только треть.
Wsegda polezno znat» metodiki s kotorymi mozno obrabotat» informaciju,osobenno w nashe nasyshchennoje informacijej wremia.
Спасибо, Татьяна!
Моё чтиво это тематическая литература, которая относится ко второй категории, правда новости не читаю и не смотрю уже давно.
Благодаря вашей рассылке и ФлешМобу А. Парабеллума и Н. Мрачковсково, скорость процтения увеличилась в разы.
Татьяна,спасибо за рассылку.текстов читаю много.Все они разные по смыслу и необходимости.Новости просматриваю основные,поэтому полюбила смотреть новости в интернете,т.к.выделяю главное.Художественную литературу читаю с удовольствием и основательно,скорость тоже разная.А по работе в рассылке ищу главную мысль,если надо -читаю всё.
Удачи вам и творческих успехов!
Да уже давно подумываю об обучению скорочтению Информации и книг которые необходимо прочесть просто масса И планов громадьё А в сутках только 24 часа …..
Татьяна, спасибо за дельный совет!
Чаще всего мне встречается учебная литература, поскольку я еще студентка. Ее читать сложно, потому что пишется научным языком, а запоминать еще труднее. Обычно подчеркиваю в тексте важное. Потом, когда нужно вспомнить, пробегаюсь глазами по своим пометкам.
Татьяна, привет! Спасибо за совет. Он правильный. Приходится перерабатывать большое количество инфы. Ежедневно читаю много и разной литературы. То что надо запомнить оставляю на утро или перед сном. если, готовлюсь к выступлению или совещанию, делаю план иногда схему. Отмечаю в текстах полезной литературы интересные места, делаю закладки, иногда записываю понравившиеся мысли. По теме, которую разрабытаваю делаю список литературы со ссылками на нужные страницы. Поэтому люблю деловую литературу в эл. виде. А для отдыха читаю книги иногда по-горизонтали. Пролистываю обычно с конца, если зацепит, то читаю полностью, если нет пролистала и дальше пошла. Есть любимые, которые открываешь бережно и внимательно читаешь, впитываешь каждое слово. такие лучше в бумажном варианте, на хорошей бумаге.